Главная страница раздела ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ
Начало  ►  Библиоколлектор  ►  АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА  ►  ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Мировые РЫНКИ СЫРЬЯ 2012: нефть, газ, атом, энергетика, золото

Энергетика: переработали до полного изнеможения. Всё в дом. Газ, зерно и рост. Новый мир американской энергетики.

        11 сен. 2017      4      5036

Энергетика: переработали до полного изнеможения


Цены на бензин растут синхронно со снижением спроса на него же в западных странах, что не сулит ничего хорошего для многих перерабатывающих заводов по всему развитому миру. Заправочные станции Sunoco давно стали частью пейзажа на восточном побережье США. Их желто-голубые навесы зазывают покупателей своим статусом официального топлива гонок Nascar. Однако с июля весь продаваемый ими бензин не будет иметь ничего общего с Sunoco. Решение компании со 126-летней историей уйти из перерабатывающего бизнеса - самое свежее доказательство смятения, охватившего рынки переработки топлива, на фоне мировых изменений в динамике потребления нефти. В развитых экономиках потребление сходит на нет, в развивающихся - растет, в этих условиях перерабатывающим заводам по всему миру, от Японии до Пенсильвании, родном штате Sunoco, остается тихо умирать.

Половине перерабатывающих мощностей, населяющих восточное побережье США, суждено исчезнуть с лица земли. Sunoco уже закрыла два завода и намеревается закрыть завод в Филадельфии, если до июля на него не объявится покупатель. ConocoPhillips пытается продать перерабатывающий завод в Пенсильвании, который бездействует с прошлого года. Первого мая компания ликвидирует свое перерабатывающее направление деятельности. По данным Международного энергетического агентства, с начала финансового кризиса объем производства на перерабатывающих предприятиях западных стран сократился на 3 млн. баррелей в день. Развивающиеся экономики, между тем, увеличили объемы переработки на 4.2 млн. баррелей в день и, согласно прогнозам, в текущем году этот показатель вырастет еще на 1.8 млн. баррелей. «Вот вам сказ о двух рынках», - отмечает Торил Босони, старший аналитик по рынку нефти в МЭА. «Вырисовываются две совершенно противоположные картины экономического роста и спроса, а перерабатывающий сегмент, как зеркало, отражает происходящее в других областях».

Маркус Хук, небольшой городок с населением 2400 человек, каким-то чудом затесавшийся в промышленный юго-восточный угол Пенсильвании, - очень выгодное место. В 1901 году основатель Sun Oil Company построил там перерабатывающий завод для переработки сырой нефти, поступающей по морю из легендарных техасских нефтяных фонтанов в месторождении Спинделтоп. Это был один из многих перерабатывающих заводов, выстроившихся в линию вдоль широкой реки Делавэр. «Для детей, родившихся в этом районе, заводы были частью пейзажа, частью его сущности», - отмечает Патрик Михан, конгрессмен-республиканец, представляющий этот регион. В конце прошлого года компания Sunoco выставила завод в Маркус Хук на аукцион и перестала поставлять туда сырую нефть, поскольку убытки ее перерабатывающих предприятий на восточном побережье за последние три года приблизились к 1 млрд. долларов. Все началось в доках. Маркус Хук зависел от иностранной нефти, поставляемой в танкерах, в том числе и от 34.6 млн. баррелей из Нигерии, 5 млн. баррелей из Норвегии, 3.3 млн. баррелей из Анголы и 3 млн. баррелей из Азербайджана.

Эта нефть с низким содержанием серы, пригодная для производства высококачественных нефтепродуктов, таких как бензин, считалась самой дорогой на планете. Нигерийская нефть Qua Iboe, типичный образец, в 2011 году в среднем продавалась по 114 долларов за баррель. Несколько недель стоимость барреля Qua Iboe превышала стоимость барреля очищенного бензина, гарантируя отрицательную маржу для перерабатывающих предприятий, таких как Маркус Хук. Аналогичная по качеству сырая нефть из Западного Техаса в прошлом году в среднем продавалась по 95 долларов за баррель. Впервые с 199 года объемы добычи в Техасе достигли полумиллиарда баррелей в день, увеличившись на 25%. Но увы, нефтепроводов, связывающих Техас с Маркус Хуком никто не построил. «В этой стране полно нефти. Нужно просто доставить ее на переработку», - утверждает Денис Стефано, президент профсоюза на заводе ConocoPhillips в Пенсильвании.

В Вашингтоне знаковым событием прошлого года стала битва за нефтепровод Keystone XL, который хотят построить, чтобы соединить нефтяные залежи Альберта с Техасом. Эти меры поднимут цены в Канаде, но никак не помогут спаси перерабатывающие предприятия, такие как в Маркус Хук. Канадская нефть, по большей части, слишком тяжелая для них. В прошлом году цены на сырую нефть снова превысили 100 долларов за баррель из-за приостановленной добычи в охваченной революционными настроениями Ливии. Нефть дорожала быстрее бензина. Цены на топливо по-настоящему начали расти только после новостей о закрытии перерабатывающих заводов в США и Европе. Petroplus, крупнейший частный завод в Европе, объявил себя банкротом в январе этого года.

Цены на очищенное топливо не росли из-за низкого потребления. Спрос на бензин в США устойчиво падает с 2007 года, поскольку американцы теперь выбирают более экономичные автомобили, продавцы топлива подмешивают в свою продукцию больше кукурузного этанола, а высокая безработица не способствует активным автопутешествиям. Таким образом, перерабатывающие заводы оказались в смертельных тисках высоких производственных затрат и низкого спроса на топливо. По словам Кевина Линдемера, консультанта по нефтяной промышленности, перерабатывающая отрасль - это маховое колесо всей нефтяной системы. Сейчас происходят значительные изменения по обе стороны колеса. Опыт США повторяется и в других развитых странах. Спрос на нефть в Европе снизился на 320 тыс. баррелей в день в прошлом году. Однако спрос в развивающемся мире с лихвой компенсирует потерю, особенно в так называемых странах BICS - Бразилия, Индия, Китай и Саудовская Аравия. За последние пять лет спрос на нефть в них вырос на 5.1 млн. баррелей в день, тогда как в других странах он сократился на 1.4 млн.

Политики защищают цены на бензин в США, несмотря на то, что по мировым стандартам они в числе самых низких. В плане по энергетической политике, опубликованном на веб-сайте Митта Ромни, кандидата на пост президента от республиканцев, говорится о том, что его администрация «намерена разрешать разработку месторождений и добычу нефти во всех случаях, с учетом требований к безопасности». Про переработку ни слова. Барак Обама в своей кампании утверждает, что «ведет нас к энергетической независимости». Объемы добычи сырой нефти в США достигли максимумов за последние восемь лет, что помогло снизить импорт. Но американский рынок бензина одновременно является и мировым, и региональным, подчеркивая примитивизм восприятия энергетической независимости на международных рынка сырья. На побережье Мексиканского залива расположено 43% всех перерабатывающих мощностей, способных потреблять более дешевую сырую нефть. Впервые, по меньшей мере, с 1949 года Штаты превратились в чистого экспортера бензиновых продуктов. Внутренние, удаленные от моря территории страны переживают рост поставок сырой нефти, продавая дешевый бензин на внутренних рынках. Но западное побережье отрезано от остальной части страны, а восточное традиционно полагалось на импортируемое топливо. «США - это на самом деле не один рынок, а целых четыре», - считает Эд Морс, глава отдела исследований рынка сырья в Citigroup и бывший гос. чиновник по нефти в США.

Если перерабатывающие предприятия будут закрываться как запланировано, восточное побережье окажется в полной зависимости от импортируемого бензина. К Европе, у которой, как правило водятся излишки бензина, присоединятся и другие экспортеры, готовые привозить свою продукцию в Нью-Йоркскую гавань, традиционную точку установления цены на американский бензин. В отчете Управления по энергетической информации США говорится о том, что, возможно, Индия станет одним из поставщиков нефтепродуктов в США. Чтобы привлечь больше средств для транспортировки горючего из-за океана понадобится повысить цены на бензин в городах восточного побережья. По данным агентства Bloomberg, прошлой неделе оптовые цены на бензин в Европе достигли исторических максимумов. EIA предупреждает о том, что «в долгосрочной перспективе, рост цен на нефть и, вероятно, рост волатильности цен на нефть может привести к увеличению цепочки поставок». В компании Sunoco говорят о том, что увеличение числа танкеров на перерабатывающем заводе в Нью Джерси, который в прошлом году переделан под складские помещения, помогает обезопасить себя на случай перебоев с поставками. В Маркус Хук также можно увеличить объемы хранения, однако, местные чиновники, опасаясь потерять налоговую прибыль, предложили принять зональные поправки, запрещающие хранить топливо, которое не было произведено на данном предприятии. «Мы надеемся, они вспомнят о том, что это место было домом для их перерабатывающих мощностей более 110 лет», - сокрушается Брюс Дорбиан, местный чиновник. «Где их корпоративная ответственность»?

Крупные города на восточном побережье США ищут новых поставщиков топлива, что может оказаться весьма благоприятным для Индии. Здесь дело отчасти в инфраструктуре, отчасти в законодательных нормах. Colonial Pipeline - главный нефтепровод, ведущий из Хьюстона на северо-восток, работает практически на полную мощность. Планируемое расширение добавит меньше мощности, чем у готового к закрытию завода в Филадельфии. Таким образом, остаются только танкеры, которые, с рамках закона Джонса от 1920 года, должны ходить под американским флагом и нанимать в команду американских моряков, если они перевозят продукцию между портами США. Сейчас во всю идут споры о том, хватит ли достаточно дешевых судов, чтобы перевозить топливо на восток. По данным EIA, некоторое число танкеров может перевозить продукты переработки из Персидского залива на восточное побережье, однако, баржи, работающие в соответствии с законом Джонса, стоят в три раза дороже, чем танкеры в Европе. Однако Мортен Арнцел, исполнительный директор танкерной компании OSG, утверждает, что «перевозка - это лишь малая толика себестоимости доставки бензина».

Раньше существовал нефтяной коридор на реке Делавэр. В 1870-х, когда производственные мощности достигали всего лишь десятков тысяч баррелей в день, «перерабатывающие предприятия испытывали серьезное давление», - говорится в истории нефтяной индустрии Пенсильвании. «Перерабатывающие мощности в два раза превышали объемы добычи нефти. Поэтому заводы почти никогда не работали на полную мощность; многие несли убытки и закрывались». Тогда было принято решение об учреждении South Improvement Company, предшественника будущего монополиста компании Standard Oil. Компания вступила в тайный сговор с железной дорогой, чтобы довести до банкротства своих конкурентов. Сегодня такая схема не только не законна, но и не возможна, поскольку американские перерабатывающие предприятия конкурируют с компаниями в других странах и осуществляют поставку при помощи танкеров. На самом деле, по мере закрытия перерабатывающих мощностей в Европе и США, рентабельность оставшихся, по крайней мере, номинальная, вернулась к уровню безубыточности. Поэтому сейчас ходят слухи о том, что кто-нибудь в последний момент все-таки купит завод в Филадельфии с мощностью 335 тыс. баррелей в день.

Но даже не смотря на то, что западная перерабатывающая индустрия страдает от избытка мощностей, технологический прогресс не стоит на месте и уже позволяет превратить дешевую сырую нефть не лучшего качества в первоклассный продукт. В Индии компания Reliance Industries построила крупнейший в мире перерабатывающий комплекс. Компания Motiva, совместное предприятие Saudi Aramco and Royal Dutch Shell, в этом году добавит техасскому Порт Артуру 325 тыс. баррелей в день, что сделает его крупнейшим перерабатывающим заводом в США. Вниз по реке от Филадельфии, компания из Нью Джерси под названием PBF Energy, недавно купила два перерабатывающих завода, способных потреблять более дешевую и тяжелую нефть, чем соседние предприятия. По словам Тома О’Мейли, инвестора в перерабатывающем сегменте, считает, что они выгодно расположены для оптимизации прибылей и дальнейшей рационализации. К сожалению, потребители никак не почувствуют на себе этих преимуществ. Американцам, которые платят за бензин все больше и больше, не понять, почему закрываются заводы. На заправочной станции Sunoco рядом с Маркус Хук цены растут на шесть центов за галлон каждые два дня. Для потребителей эта ситуация кажется абсурдом. «Сколько же мы будем платить за бензин, если все эти заводы закроются», - задаются они вопросом.


Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

  

Страны Персидского залива не только добывают нефть, но и жгут ее, при том весьма активно


Ни для кого не секрет, почему за баррель сырной нефти марки Brent приходится платить около 125 долларов. С точки зрения долгосрочного тренда, объемы добычи не поспевают за растущим спросом со стороны Китая и других развивающихся экономик. А в краткосрочной перспективе рынок мается от недостатка предложения, кроме того, Иран сильно действует всем на нервы.

Саудовская Аравия, единственная страна ОПЕК, способная повысить объем добычи настолько, чтобы покрыть недостачу в других местах - на нее одна надежда. Если она не сможет поддержать стабильность на рынках, то кто? Саудовская Аравия недавно еще раз подтвердила, что готова занять место Ирана, попавшего под санкции США и Евросоюза, чтобы рынки не чувствовали дефицита в энергоресурсах. Возможно, со временем, другие добывающие страны Персидского залива также сумеют повысить объемы нефти, выкачиваемой из недр земли. В Ираке, да и в самом Иране много нефтяных месторождений, которые, в конечном счете, обеспечат рынки миллионами баррелей нефти в день. Таково расхожее мнение.

Однако в этих расчетах ничего не сказано про стремительный рост потребностей самого нефтедобывающего региона в энергоресурсах. За период с 2000 по 2010 годы потребление нефти быстрее всего росло в Китае - на 4.3 млн. баррелей в день - увеличившись, таким образом, на 90% за указанный период времени. Сейчас Поднебесная забирает себе более 10% мировой нефти. Но вот что интересно, второе место в этом рейтинге наиболее жадных до нефти стран занимает Саудовская Аравия, где потребление выросло на 1.2 млн. баррелей в день. Ежедневные потребности страны в нефти достигают 2.8 млн. баррелей в день, делая ее шестым по величине потребителем в мире - получается, что Саудовская Аравия оставляет себе четверть от добываемой нефти.

И это не единственный производитель, потребляющий собственную продукцию. На Ближнем Востоке, где расположено шесть стран ОПЕК, потребление выросло на 56% в первом десятилетии этого века, что в четыре раза выше мировых показателей и почти в два раза выше, чем темпы роста в Азии.

Также растет потребление энергии на душу населения. По данным ВР, в 1970 году жители Ближнего Востока потребляли половину от того, что требовалось другим развивающимся рынкам. К 2010 году их потребности выросли настолько, что оставили всех далеко позади. На мировом уровне за период с 2000 по 2010 год средний показатель потребления на душу населения не превышал 4.6 баррелей, однако, среднестатистическому жителю Ирана и Саудовской Аравии нужно было примерно на 30% больше. В Саудовской Аравии каждый житель потребляет 35.1 баррель. Общее потребление энергоносителей на душу населения достигает 7.3 тонн в нефтяном эквиваленте, что примерно соответствует показателям в США, где уровень жизни намного выше.

Есть три объяснения для такой жажды нефти.
Первое - демографическое. Население в Персидском заливе и в странах ОПЕК в целом быстро растет. В крошечном Катаре население выросло в три раза с 2000 по 201 год. В Саудовской Аравии теперь проживает 27.4 млн. человек, что на 37% больше, чем в начале века. Поэтому растет и потребность в электроэнергии, воде и бензине. За последние десять лет Саудовская Аравия увеличила объемы добычи в два раза. Отчасти, чтобы сгладить последствия ужасной жары: по данным отчета, около половины всей энергии уходит на работу кондиционеров.

Вторая причина связана с экономической структурой. Чтобы производить энергию, нужна энергия: насосы работают от электричества и требуют опреснения большого количества морской воды. Aramco, государственная нефтяная компания Саудовской Аравии, выкачивает из земли почти 10% от общего объема добычи в стране. Попытки развить экономику Саудовской Аравии в отраслях, не связанных с нефтью, газом и нефтехимией, пока не дали результата.

Третья причина растущего потребления в Персидском заливе - это неэффективная работа внутренних рынков энергоносителей. Около 65% электричества в Саудовской Аравии генерируется из нефти, несмотря на то, что в развитых странах эти технологии уже давно устарели, в том числе и из-за ряда ценовых шоков на рынке нефти и относительной неэффективности ее использования для производства электроэнергии. Нефть расходуется неэкономно, потому что правительство субсидирует внутреннее потребление. По данным Международного энергетического агентства, в 2010 году нефтяные субсидии в мире выросли до 192 млрд. долларов. При этом 121 млрд. долларов приходится на страны ОПЕК.

Самое дешевое топливо и практически дармовое электричество именно в Саудовской Аравии. Такая политика помогла многим выбраться из нищеты, но, в то же время, она стимулировала появление американских привычек в вождении (среди мужчин), ограничив спрос на общественный транспорт. Между тем, машины есть далеко не у всех, в отличие от Америки. Люди будут становиться богаче, и будут расти покупки автомобилей.

Многие нефтедобывающие страны, в том числе и Саудовская Аравия, пообещали сократить субсидии. Но легко сказать, да сложно сделать, особенно в условиях постоянной угрозы массовых беспорядков. Нигерия в январе попробовала повысить цены на импортируемый бензин, но столкнулась с ожесточенным сопротивлением. И только Иран - страна с самыми щедрыми субсидиями - сумел значительно повысить цены - и оказался удобным козлом отпущения и объектом разных санкций.

Саудовской Аравии дорого обходится столь расточительное потребление нефти. Даже если повысить цены с 3 долларов до 5 долларов за баррель, топливо останется очень дешевым, а страна упустит фантастическую выгоду, ведь на мировых рынках оно стоит 125 долларов за баррель. Саудовская Аравия, как и другие богатые нефтью или природным газом страны, не сумела разумно распорядиться своими ресурсами.

Около 35% генерирующих мощностей работают на газе, однако, чрезвычайно низкие цены и пренебрежение к газу, как к бедному родственнику нефти, ведут к тому, что разработка шикарнейших месторождений (в Саудовской Аравии пятые по величине залежи газа в мире), ведется с неохотой. Инициативы по привлечению западных нефтяных компаний для разработки газовых месторождений провалились, поскольку низкие цены и жесткие условия не нашли желающих. Большая часть самостоятельных месторождений газа требует больших затрат и повышения цены в четыре-пять раз от текущих уровней, чтобы оправдать усилия. По данным ВР, нефть составляет 74% от всех добываемых в стране энергоносителей. К 2030 году этот показатель упадет до 67%.

Саудовская Аравия пытается разрабатывать атомную и солнечную энергетику. Но ее армада нефтяных электростанций будет работать еще долгие годы. Более того, по словам Марка Льюиса из Deutsche Bank, строятся еще две крупные станции. Такими темами королевство превратится в чистого импортера нефти к 2038 году (что, все же, маловероятно).

Для нефтяных рынков это стрессовая ситуация. В краткосрочной перспективе свободные мощности Саудовской Аравии играют ключевую роль в ценообразовании на рынке нефти. Но в течение года, с началом жаркого сезона, внутренний спрос будет расти. По данным Barclays Capital, в прошлом году разница между потреблением в марте и июле достигла 750 тыс. баррелей топлива в день. В основном из-за бесперебойно работающих кондиционеров. Стране станет сложнее поддерживать экспорт на прежнем уровне, и еще сложнее сдерживать рост цен.

Долгосрочная картина также выглядит тревожно. Ожидается, что к 2030 году мировой спрос на нефть превысит 100 млн. баррелей в день. Наиболее обширные и легко доступные месторождения находятся в странах Персидского залива: в Саудовской Аравии, Иране и Ираке, поэтому их рассматривают как основной источник поставок. Но Иран, скорее всего, сократит объемы добычи из-за санкций: страна не сможет покупать оборудование и привлекать иностранных специалистов. Ирак сейчас добывает 3 млн. баррелей в день, у него есть куда расширять объемы добычи. Но страна не может привлечь необходимые инвестиции из-за нестабильной политической ситуации, отсутствия системы безопасности и разрушенной нефтедобывающей инфраструктуры. А Саудовская Аравия скоро будет потреблять всю нефть, которую добывает. Персидский залив принято считать решением нефтяных проблем, но, судя по всему, вопросов к нему сейчас значительно больше, чем ответов.


Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist

  

Газ, зерно и рост


В чем смысл падения цен на сырье?

Радоваться или печалиться? Последние несколько недель цены на сырье стремительно падали - индекс S&P GSCI только в мае потерял 13% - самое значительное падение более чем за два года. Облегчение для западных потребителей, но, в то же время, тревожный признак охлаждения мировой экономики. Стабильное удорожание сырьевых активов характеризует мировую экономику последних лет. Они по-прежнему много выше уровней января 2007 года, даже после снижения. Когда развивающиеся экономики сбавляют темпы роста, на рынки сырья обычно приходят медведи. Однако теперь богатые страны уже не диктуют цены на сырье, они вынуждены мириться с тем, что есть. К примеру, Китай покупает около 40% всей добываемой меди. По данным Гарри Колвина из Longview Economics, четыре страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в 2012 году потребляют в среднем на 3.7 млн. нефти в день больше, чем в 2008 году. А спрос в Америке и крупных европейских экономиках упал на 1.5 млн. баррелей в день за тот же период.

Устойчивый рост цен на сырье помогает объяснить, почему во многих странах такая высокая инфляция, несмотря на вялую экономическую активность. Зарплаты падают, что ведет к снижению реального дохода. Однако недавнее сокращение цен на сырье уже начало проявляться в инфляционных показателях. В Великобритании, где она уже довольно давно держится выше целевых уровней Банка Англии, в мае зафиксировано снижение цен. Годовой показатель упал до 2.8%, хотя в прошлом году устойчиво держался выше 5%. В Америке начинается сезон отпусков, а цена на бензин на заправках упала до 3.47 долларов за галлон по сравнению с 3.88 в начале апреля. Массовому падению цен на все сырьевые активы можно найти вполне сносное объяснение. Они перекочевали в разряд инвестиционных: поэтому падение цен, зачастую, просто прихоть спекулянтов. Кевин Норриш из Barclays отмечает, что короткие позиции по меди (то есть, ориентированные на падение цены) достигли максимальных уровней за последние два года, а это значит, что хеджевые фонды настраиваются на глобальный спад. По словам Марка Льюиса, стратега из Deutsche Bank, взаимосвязь между ценами на акции и энергоносители уже не такая прочная, как в 2007 году. На самом деле, майские одновременные продажи акций и сырья повторили такие же одновременные падения в 2010 и 2011 годах.

Не исключено, что хеджевые фонды правы, и сырьевые активы выступают в роли опережающих индикаторов, указывающих на мировую рецессию. Однако в этом отношении на них нельзя полностью положиться: летом 2008 года, например, цены оставались высокими, а экономика уже благополучно шла ко дну. Экономические прогнозы продолжают снижаться. В мае, по прогнозам ОЭСР, темпы роста мировой экономики в этом году снизятся до 3.4% по сравнению с 3.6% в 2011 году. Европейские страны перебиваются с хлеба на воду, и это никого не удивляет. Америка тоже растеряла весь свой задор. Но для быков на рынке сырья главным фактором риска остается Китай, который весной аннулировал ряд заказов на сырьевые активы.

Возможно, все дело в хитрой и продуманной тактике торговли, а вовсе не в снижении спроса. Теперь, когда цены падают, объем китайского импорта нефти достиг рекордных высот, а меди в этом месяце ввезли в страну на 12% больше, чем в предыдущем. Некоторые комментаторы полагают, что китайский инвестиционный бум постепенно сходит на нет, возможно, не хватает хороших инвестиционных проектов, или страна переходит на экономическую модель потребления. Но переход в любом случае будет плавным, а не резким, а данные по импорту свидетельствуют о том, что он еще не произошел. Бум на сырьевом рынке, как правило, подходит к концу, когда высокие цены стимулируют рост предложения. Вот и первое доказательство: развитие рынка сланцевого газа в Америке, которая привела к обвалу цен на природный газ в стране. Саудовская Аравия выкачивает больше нефти, чтобы сбить цены. ОПЕК производите на 1.6 млн. баррелей в день больше своей официальной цели. Но страны, не входящие в картель, пока отстают: по словам Норриша, во втором полугодии цены могут возобновить рост.

Если этот прогноз вам не по душе, порадуйтесь хотя бы падению цен на сельскохозяйственную продукцию в мае на 9.3%. Стоит теплая погода, поэтому мы ждем хорошего урожая в северном полушарии, при этом, судя по всему, меньше американской кукурузы пойдет на производство этанола. Высокие цены на продукты питания не только вынуждают голодать бедняков, но и провоцируют акции протеста и политические волнения по всему миру. Когда рынки переполнены плохими новостями, любая благая весть уже в радость.


Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist

  

Добро пожаловать в новый мир американской энергетики


На среднем западе такая засуха, что деревья готовы подкупать собак - так шутили в эпоху пыльных бурь в 1930-х. За последние две недели Штаты побили рекорд по по числу рекордно жарких температур. А за последние двенадцать месяцев средняя температура стала самой высокой за все время ведения статистики в стране - включая 1933, самый жаркий год «пылающего десятилетия». Может быть, погодные боги прогневались на Америку? По данным НАСА, девять из десяти самых жарких лет на планете пришлись на период после 2000 года. И так далее, от одной статистической вехи к другой, пока не доберемся до тревожных выводов: признаки глобального потепления еще никогда не были столь очевидными, а желание людей предпринимать меры еще никогда не было столь скудным. В США эти два вывода особенно бросаются в глаза. Но при этом вряд ли найдется другая страна с таким же впечатляющим списком оправданий и отговорок.

Неожиданно для всех, Президент Барак Обама в апрельском интервью журналу Rolling Stone заявил, что намерен сделать проблему климатических изменений приоритетной для своего второго срока. Если ему удастся сохранить за собой место в Белом доме, и если он действительно намерен сдержать свое шальное обещание, ему придется столкнуться с тремя сложностями - когда он его выбрали президентом, их либо не существовало, или они были не настолько серьезными. Маловероятно, что он создаст какое-то подобие углеродного режима, поскольку пожары в Колорадо и засуха в Техасе ясно дают понять, что любое бездействие нанесет вред не только Америке, но и другим странам.

Первым и наименее ожидаемым изменением с 2008 года стало превращение Штатов из нации потребителей в нацию производителей. С экономической точки зрения, расширение энергетических горизонтов для Штатов все равно, что манна небесная. Когда Обаму выбрали президентом, США импортировали почти две трети потребляемой нефти. Сейчас этот показатель опустился ниже 50% и продолжает падать. В 2008 году в сфере электричества по-прежнему безраздельно правил уголь. В прошлом месяце природный газ вытеснил его с позиции основного источника энергии в США. Открытия и новые разработки Америки настолько глобальны, что некоторые поговаривают о том, что к 2020 году Штаты превратятся в подобие Саудовской Аравии, и будут добывать по 15 млн. баррелей жидкой энергии в день (по сравнению с 11 млн. баррелей в пустынном королевстве (по данным текущего года)). В основном, это заслуга новаторов из частного сектора, для которых высокие цены на нефть прошлого десятилетия послужили стимулом для изобретения различных способов разработки подземных залежей нефти и сланцевого газа, ранее считавшихся экономически неоправданными. Но кое в чем Америке просто повезло. Не успев исчерпать свои запасы, она обнаружила новые, под землей.

Второе изменение - политическое. даже без глубокой рецессии и последующего вялого восстановления неожиданное энергетическое изобилие помогло бы изменить настроения на рынках. Но в нынешних условиях оно просто убило на корню все разговоры о климатических проблемах (за исключением короткого упоминания Обамой в интервью Rolling Stone). В 2008 году Джон МакКейн, кандидат от Республиканской партии, предложил план по сокращению углеродных выбросов. В 2012 году Ромни предпочитает вообще не говорить на эту тему.

Обе позиции отражают настроения своего времени. Равно как и сменившаяся риторика Обамы. Судьба преподнесла ему неожиданный подарок. По данным IHS Cera, занимающейся исследованиями в области энергетики, только лишь технология гидравлического разрыва принесла Штатам 600 тыс. новых рабочих мест - почти столько же госслужащих на федеральном и местном уровнях лишились работы с 2009 года. Подумайте, насколько мрачнее была бы картина рынка труда, если бы не бум в энергетическом секторе. В прошлом месяце Рекс Тиллерсон, генеральный директор ExxonMobil, признал, что глобальное потепление все-таки не миф, а реальность - гигантское событие для компании, которая яростнее других доказывала обратное. Он также добавил, что в этом отношении нам остается лишь приспосабливаться к переменам вокруг нас. Таким образом, Exxon неожиданно встал на сторону общественного мнения. По результатам опроса, проведенного Washington Post/Stanford University, большинство американцев верят в глобальное потепление. В то же время, они против принятия обязательных мер у себя дома, или помощи другим странам в замедлении этих процессов.

Учитывая общественные настроения, вводить налог на углеродные выбросы - значит, совершить политическое самоубийство. И маловероятно, что к ноябрю они радикально изменятся. Отчасти, поражение Демократов в промежуточных выборах 2010 года в нижнюю палату объясняют принятием противоречивого законопроекта Ваксмана-Маркей об абсолютном ограничении и торговли выбросами, который благополучно умер в Сенате того же года. Навряд ли Обама захочет повторения такой же катастрофы на промежуточных выборах 2014 года.

И, наконец, последним изменением станет логическое. Сама того не желая, с 2007 года Америка сократила свои выбросы более чем на 7%. В Европе этот показатель снизился почти на 10%. В основном, из-за снижения экономической активности. Однако, по данным нового исследования IHS Cera, более половины этого сокращения связано с переходом на газ. Штаты переживают подобие британского «газового помешательства», наступившего после забастовки шахтеров в середине 1980-х; это помогает сократить объем углеродных выбросов. Но на мировом уровне они продолжают расти.

Американцы знают об этом, и понимают, что мировая экономика в ближайшие двадцать лет вырастет почти в два раза, что приведет к резкому росту выбросов (примерно на 50% к 2030 году). Даже если Обама возьмет с потолка некий предел углеродных выбросов (будучи избранным на второй срок, естественно), на мировом уровне его будут определять такие страны, как Китай и Индия. Между тем, те 5 млн. «зеленых» рабочих мест, некогда обещанных Обамой, благополучно забыты. Теперь новые места для американцев создаются на буровых в Северной Дакоте, Нью Мехико и Огайо. Ноябрь уже не за горами, и Обама, судя по всему, подбирает из них декорации для своей предвыборной кампании.


Эдвард Льюс

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

  

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ на сайт
не более 1000 символов !
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Прежде чем писать сообщение, прочитайте, пожалуйста, следующие правила.
1. Пользуйтесь системой меню вверху экрана, системой поиска по сайту.
2. Только если Вы не нашли ответ, можете написать свой вопрос.
3. Если ответы на вопрос есть на сайте, вопрос-сообщение удаляется или не комментируется.
4. Если вопрос лежит за рамками нашей компетенции, модератор об этом сообщит.
5. Модератор имеет право НЕ отвечать на вопросы.
6. Удаляются сообщения, нарущающие законодательство РФ.
7. Многочисленные изменения законодательства и правоприменительной практики, неоднозначность толкования норм и обычная невнимательность могут повлечь наличие ошибок. Все риски, связанные с принятием решений на основании предоставляемой Сайтом информации, лежат на пользователе.
8. Поле, отмеченное *, обязательно для заполнения. Вводя "защитный код", вы даете согласие на обработку персональных данных в указанном объеме. Мы гарантируем, что данная информация не будет передана третьим лицам.
Звать
Текст *

Капча
(англ.):
Включите графику, чтобы увидеть код
  
.